|
||
Из переписки со Степаном ЛомаевымЯ считаю, что эпоха науки Возрождения уходит (тут мы с вами согласны). Точнее, уходит то время, когда работали общественные механизмы, задающие вектор научно-технического прогресса. Одним из важнейших причин этого, я считаю достижение предела мирового рынка (включение в себя всей планеты) и, связанного с этим предела достижения мирового разделения труда. Не буду уходить в разъяснения вышенаписанного, главное тут, что эта эпоха уходит. Эта эпоха породила свое мировоззрение, свою (квази-)религию. Религию прогресса. Одним из постулатов этой веры было ощущение времени как прямой (о чем вы тоже пишете). Сегодня, в постмодернистскую эпоху, люди чувствуют, что все меньше человеку остается возможности творить и созидать. Это делает людей прогресса с их верой искренне несчастными, в их представлениях мир катится в ад (то есть в состояние, когда не будет никакого прогресса, никакого творения нового). Этой верой затронуты все мы в той или иной степени (причем в России, по моим ощущениям, немного больше, чем в Западной Европе). Люди ищут новые ответы, нового миропредставления, которое ответит на их вопросы и объяснит происходящий мир. И в этом поиске они в той или иной мере вынуждены отказываться от старой веры. Это, на мой взгляд, вы и делаете (и я, кстати, тоже, но несколько иначе). Вы уже отказались от понимания времени как линии, но еще рассуждаете в морально-этических нормах религии прогресса. Но и принять то, что время циклично (то, что принял, например, Ницше) вы не можете, так как это означало бы отсутствие возможности сделать что-то новое (то, к чему пришли постструктуралисты). Коротко о своих представлениях без пояснений: я считаю, что время модерна было мгновением в истории человечества, а приходящее сегодня время постмодернистского города – это может оказаться надолго. И новый ренессанс, если и возможен (во что хочется верить), то очень не скоро, а впереди новое средневековье, если не новый период язычества (только уже городского). (Степан Ломаев, университет г. Левена, Бельгия) Степан, получилось так, что я не знакома с Вашими произведениями и не представляю себе Вашего постмодернистского города во всех его деталях, а Вы, в свою очередь, не успели прочитать многое из написанного мной. Поэтому Вы допускаете принципиальную ошибку, полагая, будто я ревностно верю в прогресс, что в Вашем истолковании означает: «положительно относиться к творчеству, к созиданию нового» или истово верить, будто «творчество нового – это смысл жизни». В моём случае намного правильнее будет сказать так. Я вообще пытаюсь увидеть нашу цивилизацию или, шире, организацию жизни на нашей планете несколько со стороны, не как правило, а как исключение из правил или как один из многих возможных вариантов организации жизни и сознания. Ключевой признак для меня – движение во времени, распределение человеческого сознания во времени. Позволю себе привести цитату из моего доклада «Призрак сознания». «Способность осознавать себя только в один момент времени и последовательно переходить от одного момента к другому – это типично человеческая черта или она присуща любому живому существу? Это необходимое свойство любой живой материи или локальная аномалия, возникшая на нашей планете? Можно ли выделить какие-то особенности живой материи, обуславливающие данное свойство? (…) Если наша цивилизация уникальна именно по признаку восприятия времени, то в чем ее ценность: моральная, духовная, научная – по сравнению с другими возможными цивилизациями? В чем наша роль во Вселенной? В том, что у нас появились особенные понятия добра и зла, вера, надежда?» На мой взгляд, у нашей цивилизации, у жизни на нашей планете есть множество недостатков, но имеются и некоторые преимущества. Одно из немногих преимуществ – как раз способность к созданию нового, способность к творчеству. Если Вы называете это верой в прогресс – называйте. Я, кстати, не могу понять, почему Вы рассматриваете веру в прогресс как нечто постыдное (судя по тону Ваших комментариев). Не кажется ли Вам, что Вы совершаете здесь ту же самую ошибку, в которой упрекаете своих верящих в прогресс собеседников. Вы полагаете, что вера в прогресс – постыдный признак отсталости, а отсутствие этой веры – повод для гордости. Извините, а почему? Не потому ли, что постмодернистские взгляды возникли позже модернистских и, соответственно, новее их? «Новее» обязательно значит «лучше»? Тогда Вам свойственна та же самая вера в прогресс, только на другом уровне абстракции. Возвращаясь к Вашему постиндустриальному городу, я позволю себе предположить, что большинство его обитателей – кем бы они ни были – тоже будут верить в прогресс (только в какой-то другой). При нашей организации движущегося во времени сознания это попросту неизбежно, ведь надо же как-то оправдать старение собственных тел! Инстинкт самосохранения велит людям видеть в этом движении во времени вперед нечто положительное. «Да, – будут говорить себе жители Вашего города, – мне уже немало лет, и я не такой быстрый, как раньше / живот стал выпирать из-под пиджака / волосы поредели / читать не могу без очков, но зато…» А дальше будут придумывать для себя это самое «зато», которое и начнут считать прогрессом. Замечу, кстати, что мрачным средневековьем они будут называть нас, а никак не себя. Себя же они, как водится, будут считать «временем модерна, мгновением в истории человечества», и обязательно найдут очень серьёзные причины для этого, как находили до них люди любой другой эпохи. Почему-то я нисколько не сомневаюсь, что эти постиндустриальные люди будут весьма и весьма презрительно отзываться о науке нашего времени, почти так же, как Вы сейчас презрительно отзываетесь о схоластике. При этом они, конечно же, будут пользоваться достижениями и открытиями нашей эпохи, правда, как чем-то само собой разумеющимся. Точно так же и мы бессознательно пользуемся многими изобретениями средневековья. В качестве примера можно упомянуть хотя бы романтическую любовь, придуманную именно тогда. Да и многие положения современных морали и права – тоже изобретение Средних веков, просто мы этого не понимаем. Давайте ещё немного о науке. Вы пишете: «Одним из важнейших причин этого [то есть того, что наука эпохи Возрождения уходит] я считаю достижение предела мирового рынка (включение в себя всей планеты) и связанного с этим предела достижения мирового разделения труда». С моей точки зрения, здесь Вы рассуждаете как типичное дитя своей эпохи. Хорошо, давайте представим, что 1) космонавтика развивалась немного быстрее и успешнее, чем на самом деле; 2) нам повезло, и в Солнечной системе нашлись планеты, подходящие для колонизации. Тогда указанных Вами причин не существовало бы, однако новых фундаментальных открытий, скорее всего, всё равно бы уже не случилось. Более того, поводов для новых глобальных переворотов в науке было бы ещё меньше, чем сейчас, потому что учёным и без того нашлось бы, чем заняться. Ведь разрабатывать многочисленные приложения уже сделанных фундаментальных открытий намного проще, чем открывать что-то действительно новое и революционное. Поэтому я считаю, что основные причины завершения научной парадигмы лежат в другой области. Теперь немного о времени (хотя я не понимаю, что именно Вы называете временем). В своих комментариях Вы пишете следующие загадочные слова: «В этом еще одна часть трагедии человека прогресса. Именно он видит время как движение вперед, но никогда не по кругу. Спорно, может оказаться, что, наоборот, на размышлениях о законах (полученных эмпирически) природы сформировалось ощущение времени как прямой линии. Как только появляется что-то истинно новое, это означает, что время не повторилось в этот момент, говоря художественными образами: цикл времени разорвался». Иными словами, Вы настаиваете на цикличности времени, хотя мне довольно сложно понять, что при этом имеется в виду. Если ограничиться нашей замечательной планетой и принимать в расчет только доступные нам отрезки истории, то время точно не замыкается в круг. Оно не обязательно линейно, его можно отождествить с любой гладкой кривой без самопересечений и, тем более, наложений (хотя это всё математическая идеализация, но, думаю, в качестве иллюстрации вполне сойдёт). Будет ли это отрезок, дуга окружности или что-то еще – совершенно неважно, всё равно все такие кривые гомеоморфны (на всякий случай: переводятся друг в друга деформацией без разрезания и склеивания). Возможно, говоря о цикличности времени, Вы имели в виду некоторую схожесть различных исторических эпох либо повторение эпизодов собственной жизни. Хорошо, допустим, Вы каждый день воспроизводите набор одних и тех же действий, выполняете совершенно одинаковую работу, а на досуге надеваете виртуальный шлем (или как он там называется?) и смотрите один и тот же фильм. Всё равно Вы будете помнить, что Вас зовут Степан, что Вам 28 лет (35 лет, 47 лет), что Вы смотрите этот фильм в 1236-ой раз (1237-ой раз, 1238-ой раз), что вчера у Вас кололо сердце, а сегодня намечается расстройство желудка. Ваше сознание всё равно будет проживать моменты времени последовательно, один за другим, от прошлого к будущему, и все эти моменты всё равно будут разными. Для того чтобы превратить время в замкнутый круг, необходимо совершить описанное мной выше замыкание жизни, но эта операция – из области научной фантастики. Кстати, она не отменяет иллюзии прогресса (в Вашем понимании этого слова), потому что замкнувший жизнь не знает, что его жизнь замкнута, и будет раз за разом переживать ощущение новизны происходящего и «открывать» нечто новое для себя. | ||
© В.В. Шуликовская, 2015–2023 г. |