Валентина Шуликовская

Eng    

 
 

Способны ли Вы путешествовать во времени? (тест)

Уважаемые посетители сайта!

Этот тест поможет Вам определить, способны ли Вы путешествовать во времени, обладаете ли Вы необходимыми для этого психологическими и интеллектуальными качествами. Точнее — давайте будем честными — обладаете ли Вы теми качествами, которые необходимы путешест­веннику во времени с моей точки зрения. Ведь я, как и всякий человек, могу ошибаться.

Помимо собственно ответов на вопросы теста, я предлагаю Вам побывать в шкуре студентов, учившихся в Школе путешественников во времени [1], и решить несколько задач, на мой взгляд, достаточно простых, но требующих вдумчивого и неторопливого анализа. Каждая из этих задач содержит логический разбор ситуации, связанной с путешествиями во времени. Все ситуации позаимствованы из художественной литературы или кинофильмов.

Вопросы

Перед Вами список вопросов. Для начала попытайтесь ответить на каждый из них сами; потом загляните на следующую страницу и прочитайте ответы, которые предлагаю я. Постарайтесь подобрать тот из моих ответов, который хотя бы отчасти совпадает с Вашим. Например, ответ: «Я сожалею о прошлом, потому что там остались мои молодость, здоровье, счастье», — следует выбирать, даже если Вам жаль только молодости, или только здоровья, или только счастья.

Каждый раз, когда Вам не удалось придумать ответ самостоятельно, не заглядывая в мои подсказки, вычитайте из Вашего результата один балл.

Список вопросов

1. С какой целью Вы хотели бы путешествовать во времени?

2. Случалось ли Вам сожалеть о том, что прошлое нельзя вернуть? Если случалось, то почему?

3. Какие чувства Вы испытали в детстве, когда вдруг поняли, что еще до Вашего рождения человечество существовало много веков?

4. Допустим, что у Вас появилась возможность путешествовать во времени. Где бы Вы предпочли побывать: в прошлом или в будущем? Почему?

5. В какой ситуации Вы бы чувствовали себя более комфортно: когда у Вас есть возможность, вмешиваясь в прошлое, изменить историю человечества или когда такой возможности заведомо нет? Почему?

6. Что, на Ваш взгляд, станет самым тяжким испытанием для путешественника во времени и почему?

7. Каким Вы видите свое посмертное существование в идеальном варианте?

8. Каким Вы видите идеальное будущее человечества?

Вопросы с вариантами ответа

1. С какой целью Вы хотели бы путешествовать во времени?

А) Это интересный способ провести время; к тому же можно прославиться и/или разбогатеть.

Б) Мне представится случай побеседовать с интересными людьми, восстановить утраченные знания, а может, изменить историю человечества в лучшую сторону.

В) Другая эпоха — это все равно что волшебный мир из сказок моего детства; путешествовать во времени так же заманчиво, как побывать среди инопланетян или где-то в параллельных мирах.

Г) Я не вижу смысла в своем обычном существовании от прошлого к будущему, в по­степенном движении к новому дню/месяцу/году. Для меня все возможности самосо­вершенствования на этом пути исчерпаны. Путешествия во времени дадут мне возмож­ность духовного развития.

2. Случалось ли Вам сожалеть о том, что прошлое нельзя вернуть? Если случалось, то почему?

А) Нет, никогда. Что было, то ушло, надо смотреть вперед, а не оглядываться назад.

Б) Конечно, случалось, ведь прошлое — это моя молодость, здоровье, счастье.

В) Да, случалось, причем даже в раннем детстве, когда и жалеть-то вроде бы еще не о чем. Даже не могу понять, почему мне было так горько от невозможности вернуть прошлое.

Г) Да, случалось. Я воспринимаю невозможность вернуть прошлое как насилие над своей личностью, как разновидность духовной несвободы.

3. Какие чувства Вы испытали в детстве, когда вдруг поняли, что еще до Вашего рождения человечество существовало много веков?

А) Не помню, чтобы этот факт как-то особенно меня поразил.

Б) Подумалось, что здорово было бы побывать в прошлом и посмотреть, как жили наши далекие предки. Это приключение было бы покруче любых аттракционов!

В) Я ощутил/ощутила, что мне просто необходимо там побывать; непонятно, почему съездить в другую страну легко и просто, а в другую эпоху — нет? В то же время мне было немного обидно, что столько веков человеческой истории прошли без моего участия.

Г) Мне показалось, что на мои плечи кто-то опустил тяжкий груз. Почему история такая длинная? А еще мне было невыносимо стыдно, что эти другие люди жили и умерли, а я про них ничего не знаю.

4. Допустим, что у Вас появилась возможность путешествовать во времени. Где бы Вы предпочли побывать: в прошлом или в будущем? Почему?

А) Конечно, в будущем: там столько всего нового и интересного!

Б) Конечно, в прошлом: по крайней мере, понятно, с чем придется столкнуться, а будущее какое-то неуютное и вызывает чувство тревоги.

В) Без разницы: как прошлое, так и будущее одинаково отличаются от нашей эпохи и поэтому одинаково интересны.

Г) Разве это не равнозначно? Возвращаясь домой из будущего, я невольно попаду в прошлое. Возвращаясь домой из прошлого — в будущее.

5. В какой ситуации Вы бы чувствовали себя более комфортно: когда у Вас есть возможность, вмешиваясь в прошлое, изменить историю человечества или когда такой возможности заведомо нет? Почему?

А) Мне все равно, никогда не задумывался/не задумывалась над этим.

Б) Наверное, лучше, когда историю менять нельзя: мало ли что можно по неосторожности натворить. Пусть уж лучше все остается как есть.

В) Мне бы хотелось иметь возможность поменять историю: в мире совершалось так много несправедливости!

Г) Лучше, если историю менять нельзя: иначе получится, что мне уже никогда не удастся вернуться в тот мир, из которого началось мое путешествие во времени, потому что я в любом случае хоть немножко, но изменю историю. А я не хочу навсегда утратить тот мир, в котором прошло мое детство.

6. Что, на Ваш взгляд, станет самым тяжким испытанием для путешественника во времени и почему?

А) Находиться в чужой эпохе очень опасно. Меня могут принять за колдуна или вражеского шпиона, могут убить. Я могу заболеть чем-нибудь, неизвестным нашей эпохе.

Б) Мне придется мириться с несправедливостью, потому что в историю вмешиваться нельзя. Находясь в прошлом, я зачастую буду достоверно знать будущее, но ничего не смогу изменить.

В) Я могу начать менять историю человечества, а в результате сделаю только хуже.

Г) Мне придется постепенно отказаться от всего, что составляет смысл существования обычного человека. Я потеряю свою эпоху, свою Родину, семью, друзей. Найду ли я что-нибудь взамен — неизвестно.

7. Каким Вы видите свое посмертное существование в идеальном варианте?

А) Надеюсь, что ученые скоро изобретут лекарство от старости и смерти, так что этой проблемы вообще не возникнет.

Б) Надеюсь, моя следующая реинкарнация будет успешнее, чем нынешняя. (Другой вариант: что моих заслуг в этой жизни окажется достаточно для того, чтобы попасть в рай).

В) Кто его знает? Может, после смерти вообще ничего не будет. Вот умру — тогда и узнаю.

Г) Надеюсь, что движение моего человеческого «Я» от прошлого к будущему прекратится и перейдет в какое-то новое качество.

8. Каким Вы видите идеальное будущее человечества?

А) Постепенный прогресс во всех областях, увеличение продолжительности жизни, освоение космоса, построение более справедливого общества.

Б) Скоро человечество в очередной раз уничтожит себя, после чего история начнется заново, от дикости к цивилизации.

В) Мне не хочется об этом задумываться. Почему-то неприятно, что впереди у человечест­ва — еще целая вечность.

Г) Я думаю, что в оптимальном варианте человечество, уже неплохо освоившее прос­транство, подкорректирует свой моральный облик, а затем займется освоением времени: научится возвращаться в прошлое, заново проживать жизнь или что-то в этом роде.

Ключ к тесту

1.  А) — 1 балл;  Б) — 2 балла;  В) — 3 балла;  Г) — 4 балла.
2.  А) — 1 балл;Б) — 1 балл;В) — 3 балла;Г) — 4 балла.
3.  А) — 1 балл;Б) — 1 балл;В) — 3 балла;Г) — 3 балла.
4.  А) — 1 балл;Б) — 2 балла;В) — 3 балла;Г) — 3 балла.
5.  А) — 1 балл;Б) — 3 балла;В) — 2 балла;Г) — 4 балла.
6.  А) — 1 балл;Б) — 2 балла;В) — 3 балла;Г) — 4 балла.
7.  А) — 1 балл;Б) — 1 балл;В) — 1 балл;Г) — 4 балла.
8.  А) — 1 балл;Б) — 1 балл;В) — 2 балла;Г) — 4 балла.

Теперь оцените свои результаты:

От 0 до 14 баллов. Скорее всего, Вы выбирали ответы А или Б. Если Вы действительно мечтали когда-нибудь о путешествиях во времени, то в худшем случае Вами движут авантюризм и жажда наживы, в лучшем — любопытство и жажда знаний. Вам не стоит путешествовать во времени: Вы не найдете в других эпохах то, что рассчитываете найти. Попробуйте взглянуть на предложенные мной задачи, возможно, это поможет Вам увидеть путешествия во времени в новом для Вас свете.

От 15 до 20 баллов. Скорее всего, Вашим основным ответом был ответ В, и Вы — классический пример, когда присутствует горячее сердце, но не хватает холодной головы. Этим Вы похожи на героя моего «Дневника духа времени» [2]. Вам знакома одержимость временем, одержимость другими эпохами, которую нельзя выразить словами: понять это чувство может только тот, кто сам его пережил. Но Вам необходимо подучиться. Попробуйте решить мои задачи. Вы должны понять, что в путешествиях во времени, как и везде, помимо романтики, присутствуют суровые будни.

От 21 до 30 баллов. Вы выбирали ответы В и Г, в основном — Г. Что ж, Вы действительно могли бы путешествовать во времени, причем я даже не знаю, поздравить Вас с этим фактом или выразить Вам сочувствие. Очень хорошо, если ответы В также Вам знакомы: именно их Вы бы выбрали много лет назад, когда были ребенком. Я не приглашаю Вас посмотреть мои задачи, так как знаю, что Вы в любом случае не упустите такой возможности.

Задачи

I. Задачи для разминки

Согласны ли Вы со следующими утверждениями? Выберите один из трех ответов: Да / Нет / Не знаю.

1. Человек со средними способностями, попавший в далекое прошлое из нашей эпохи, окажется там гением.

2. Готовясь к путешествию в прошлое, можно сделать себе прививки от всех возможных инфекционных заболеваний, а также запастись современными антибиотиками и антивирусными препаратами. Этого будет достаточно, чтобы не заболеть ничем инфекционным.

3. В ситуации, когда человек оказывается своим собственным отцом или дедушкой, нет никаких логических противоречий [3].

II. Задачи, основанные на книге «Настоящие путешественники во времени»

Задачи из данного раздела сформулированы в предположении, что Вы читали повесть «Настоящие путешественники во времени». Путешествия во времени происходят так, как это описано в повести. Иными словами, 1) прошлое менять нельзя (и невозможно изменить даже при наличии желания); 2) путешественники во времени могут жить сколь угодно долго и могут омолаживать свое тело; 3) путешественники во времени не могут умереть, даже если захотят; 4) путешественники во времени могут реинкарнировать себя в другое тело, проживая жизнь выбранного ими человека от рождения до смерти (возможно, в произвольном порядке либо отвлекаясь на проживание еще чьей-либо жизни). Кроме того, предполагается, что Вам известно различие между физическим, личным и психологическим возрастом путешественника во времени.

Если Вы не читали мою повесть и не хотите ее прочитать, просто пропустите данный раздел.

1. (Часть 3, «Эвар».) Поговорив со своим другом Личем, Эвар узнает, что должен пырнуть его ножом в спину. Каким образом Эвар мог избежать этого неприятного для себя поступка? Какие опасности могут его при этом подстерегать? (5 баллов за каждый способ).

2. (Первая интерлюдия.) Сопоставив факты, Лич понимает, что 1) Анж, скорее всего, — путешественница во времени; 2) что он сам должен воплотиться в эту девушку и прожить ее жизнь от рождения до смерти. Как мог Лич избежать перевоплощения в Анж? (5 баллов за каждый способ).

3. Допустим, что какой-нибудь студент Школы во время криминальной практики, проходящей на 5 курсе, достоверно узнаёт (видит видеозапись, зная, что она не поддельная, или сам присутствует в качестве наблюдателя), что он дал судье ложные показания, из-за чего невиновного человека осудили за убийство. Как восстановить справедливость, не нарушая закона о предопределенности всех событий? (4 балла за каждый способ.)

Замечание на полях. Читатель может спросить, почему же тогда Лич и Эвар не воспользовались существовавшими возможностями избежать неприятного для себя развития событий. Что ж, Лич, в соответствии с сюжетом, был не слишком хорошим путешественником во времени и мог не увидеть иного выхода, кроме как следовать предопределенности. Эвар же, судя по всему, не захотел усложнять и без того запутанную временную петлю. В конце концов, вряд ли это было первое его убийство. Он не мог предугадать, что именно этот удар ножом запустит в нем сложные духовные процессы, пробудит те неприятные качества, имя которым — совесть и доброта.

III. Задачи, основанные на других сюжетах

В этом разделе собраны задачи, основанные на сюжетах и идеях, позаимствованных из различных книг или фильмов. Я постаралась каждый раз формулировать задание так, чтобы у Вас не возникало необходимости прочитать саму книгу или посмотреть фильм, но это все-таки стоит сделать, если условие задачи Вам непонятно. Если даже после прочтения книги/просмот­ра фильма условие понять нельзя, Ваша оценка — 0 баллов.

Тем, кто уверен, что смог решить мои задачи правильно, я рекомендую все равно прочитать решение, написанное мной. Дело в том, что баллы, указанные в скобках, ставятся за полный разбор ситуации, а Ваш вариант может оказаться неполным. Разумеется, Вы имеете право спорить со мной, если считаете мои ответы неверными.

1. В рассказе «Принцип неопределенности» [4] сформулирован следующий закон: «При движении в прошлое можно выйти либо в намеченную точку пространства, либо в намечен­ный момент времени. Сразу осуществить и то, и другое невозможно в принципе». Допустим, что передвижения в пространстве ограничены поверхностью Земли, передвижения во време­ни — периодом от возникновения Земли до настоящего момента времени. Предположив, что принцип неопределенности верен, объясните, почему он не может помешать путешественнику во времени попасть в нужную ему точку пространства в намеченный момент времени. Придумайте минимум два способа сделать это (3 балла).

2. В детском приключенческом сериале «Воины времени» [5] герой обладает способностью один раз в 12 часов состарить или омолодить на любое (не обязательно целое) количество лет любой выбранный по своему желанию предмет. Какое минимальное количество людей, наделенных такой способностью, необходимо, чтобы, действуя согласованно, они могли менять возраст предметов в любой момент времени? (8 баллов).

3. В детском фильме «Полет навигатора» [6] инопланетный корабль похищает 12-летнего Дэвида и переносит его на 8 лет вперед. Мальчик встречает состарившихся родителей, которые считали своего сына погибшим 8 лет назад. Ощущая себя чужим в этом мире, Дэвид просит вернуть его обратно, в тот день, из которого он был похищен. Инопланетный корабль выполняет его просьбу, но на память о приключениях у мальчика остается зверек с другой планеты.

Что неверно в этом сюжете? Рассмотреть два случая: 1) предопределенность существует; 2) предопределенности нет, а существуют бесчисленные копии Вселенной (реальности) с разными вариантами развития. (3 балла.)

4. В рассказе «Ровно сто лет назад» [7] путешественники во времени подвержены хроно­амнезии: при перемещении в прошлое они теряют память. Можно ли в рамках этой гипотезы считать, что память человека определяется исключительно материальными носителями, распо­ложенными в клетках мозга? (3 балла.)

5. В рассказе «Виртуальный человек» [8] герой создает так называемую «шахту времени»: любой помещенный в нее предмет «падает» в прошлое вплоть до Большого Взрыва. Затем к «шахте» присоединяют «подхват»: пока подхват включен, предметы не могут «падать» сквозь шахту; поэтому все предметы, брошенные в шахту после выключения подхвата, выходят из нее в тот момент, когда подхват выключается. Можно ли использовать данное изобретение для пере­мещения в любой произвольно выбранный момент прошлого, в частности, в любой момент времени, предшествующий изобретению шахты и первому включению подхвата? (7 баллов.)

6. В повести «Конец Вечности» [9] так называемая Вечность — это искусственная мини-вселенная со своим собственным временем, со своей историей, существующая вне пределов нашей Вселенной и нашей истории (допустим, где-то в параллельных мирах). Эта искусственная мини-вселенная была когда-то создана жителями Земли, и все ее обитатели набираются из числа Земных подростков. Обитатели Вечности способны выходить в любую точку Земли в любой момент Земного времени, жить там, как обычные люди, собирать информацию и своими поступками изменять историю человечества.

Однажды один из обитателей Вечности, техник Харлан, находясь в самой Вечности (а не на Земле, историю которой всегда можно откорректировать), совершает поступок, ставящий под угрозу само существование Вечности. Как можно было исправить — точнее, отменить — действия техника Харлана? (5 баллов)

7. Почему деятельность Вечности (см. предыдущее задание), направленная на улучшение человеческой истории, бессмысленна? (5 баллов)

8. Прочитайте приведенный ниже рассказ путешественника во времени о своих ощущениях [10].

«Машина времени представляла собою куб с прозрачными стенками, внутри которого размещались кресло и пульт управления, а так же какой-то неизвестный мне механизм. Преодолев вполне естественное волнение, я устроился внутри Машины и включил пусковое устройство. Первое время мне казалось, что вокруг ничего не меняется, но позже я стал замечать, что день и ночь чередуются друг с другом все быстрее и быстрее, затем деревья за считанные секунды сбросили листву, и почти тут же обзавелись новой, а скоро я едва мог различить лето и зиму, так быстро они успевали промелькнуть. Еще позже весь мир за стеклянной перегородкой показался мне серым и однообразным. (…) Когда Машина замедлила ход, я обнаружил, что перенесся на 100 лет вперед, хотя часы мои показывали, что все путешествие заняло не более 20 минут. (…) Возвращаясь в прошлое, я обнаружил, как солнце движется по небу в обратном направлении, а жухлая осенняя трава зеленеет, уменьшается в размерах и уходит в землю. (…) куб стоял на том же самом месте, где я вошел в него в начале путешествия, и я вдруг подумал, что вполне мог бы столкнуться с самим собою на пару часов моложе, если бы предусмотрительно не увеличил время возвращения на несколько минут.»

Может ли существовать Машина Времени, описанная в этом рассказе? (5 баллов)

9. Пусть некий путешественник во времени (путешественник №1) неожиданно для себя попадает из нашего века в десятый, не успев переодеться. Раздумывая, как же теперь быть, он вдруг встречает себя самого (путешественник №2), только на два года старше и одетого в соответствующий эпохе костюм. Путешественник №2 меняется с путешественником №1 вещами и объясняет ему, что прожил в десятом веке два года без особых хлопот, а теперь решил вернуться, но сперва перенесся на два года назад, чтобы встретиться с самим собой, отдать самому себе средневековую одежду и одеться в современный костюм. Путешественники рас­ходятся. Что должен сделать путешественник №1 с полученной одеждой? Считать, что пред­определенность есть. (6 баллов)

IV. Задания, не имеющие точных ответов

В этом разделе Вам предоставляется право самостоятельно определить, правильно Вы ре­шили поставленную задачу или нет. Впрочем, я снабдила все задачи некоторыми указаниями.

1. Разрешить парадокс дедушки: некто отправляется в прошлое и убивает там своего дедушку, когда тот еще был маленьким мальчиком. Парадокс заключается в том, что в результате данный путешественник во времени не должен появиться на свет. (10 баллов).

2. Разрешить парадокс статуи: ученый похищает из будущего памятник самому себе и уносит в прошлое, устанавливая на пьедестале, на котором этому памятнику и суждено стоять до тех пор, пока его не похитят. Парадокс заключается в том, что памятник никем не создан, он возникает ниоткуда и исчезает в никуда. (10 баллов).

3. Найти как минимум еще три возможности существования после смерти, кроме жизни в загробном мире, реинкарнации и небытия. (5 баллов за каждую возможность).

4. Почему модель Машины Времени, известная как «wormhole», не может быть эффективной? (20 баллов).

Ответы

Общее замечание. Если придуманные Вами решения не совпадают с моими, то попытайтесь оценить их самостоятельно, определив сложность придуманных Вами операций. Порядок возрастания сложности примерно такой: 1) использованы «обычные» путешествия в будущее и прошлое; 2) использованы омолаживание и старение; 3) учтены проблемы предопределенности; 4) учтены взаимосвязь и различие разных возрастов (физический возраст, личный возраст, психический возраст, описанные в «Настоящих путешественниках во времени»); 5) есть само­стоятельно придуманные конструкции вроде Вечности или «шахты времени».

Поскольку Вы не обязаны были решать все задачи, я рекомендую сосчитать, сколько процентов от максимально возможного числа баллов в выбранных Вами задачах Вам удалось заработать. Результат 50% я считаю удовлетворительным, 70% — хорошим, 90% — отличным.

I. Задачи для разминки

1. Да — 0 баллов; Нет — 2 балла; Не знаю — 1 балл.

Научная картина мира в далеком прошлом будет слишком сильно отличаться от научной картины мира, принятой в нашей эпохе. Человек со средними способностями не сможет выразить свои знания так, чтобы обитатели далекого прошлого его поняли, и не сможет приспособиться к их правилам интеллектуального труда. (Не говоря уже о том, что он попросту не сможет овладеть их языком).

2. Да — 0 баллов; Нет — 2 балла; Не знаю — 1 балл.

Микроорганизмы изменяются очень быстро, и лекарства, разработанные в нашу эпоху, могут не подействовать на микробы или вирусы, жившие несколько столетий назад. То же самое касается вакцин.

3. Да — 2 балла; Нет — 0 баллов; Не знаю — 0 баллов.

С точки зрения передачи генов никакого противоречия в этой ситуации нет. В случае совпадения с собственным дедушкой наследование происходит так, как показано на рисунке (для определенности предположим, что дедушка — это отец отца нашего путешественника во времени). Получается, что отец передает сыну только гены, унаследованные от собственного отца, что крайне маловероятно, но все же возможно. Совпадение половины генов у дедушки и у матери ребенка тоже маловероятно, но тоже возможно.

На следующем рисунке разобран случай совпадения с собственным отцом. Конечно, очень странно, что отец и мать ребенка смогли понравиться друг другу, ведь половина генов у них совпадают. Однако никакого логического противоречия в этом нет.

II. Задачи, основанные на книге «Настоящие путешественники во времени»

1. Для наглядности предположим, что роковой разговор состоялся в 22-00. Самое простое решение — слегка переместиться в прошлое, скажем, в 20 часов 00 минут того же дня, разыскать Лича и попросить его разыграть 2 часа спустя маленький спектакль, вплоть до того, что просто написать ему все слова, которые придется произнести. Обосновать столь необычную просьбу можно необходимостью выполнить какую-то очередную работу по психологической подготовке. (2 балла). Можно попросить Лича никогда не упоминать ни об одном из разговоров, состоявшихся в этот день. Впрочем, это не обязательно: Эвар и так знает, что Лич ему никогда ничего не расскажет. (1 балл).

Опасность такого способа — в том, что Лич, которого Эвар разыщет на территории Школы в 20-00, может оказаться вовсе не 22-летним пятикурсником, а омолодившимся путешест­венником во времени с огромным личным возрастом, который забрел в Школу своей юности так же случайно, как и сам Эвар. Однако в любом случае стоит рискнуть, потому что вероятность встретить именно 22-летнего Лича все-таки очень высока. Впрочем, Эвар мог прибегнуть к помощи школьного начальства и убедиться, что в 20-00 он поговорит именно с Личем-студентом, а не с кем-то другим. (1 балл). Возникают еще несколько опасностей: 1) школьное начальство может подтвердить, что убийство действительно предопределено, 2) Лич-студент может отказаться разыгрывать комедию с разговором в 22-00 и даже сослаться при этом на предопределенность. Тогда можно попробовать переместиться еще немного назад во времени, допустим, в 19-00 того же дня, искать Лича либо школьных учителей еще меньшего личного возраста и просить их построить разговор в 20-00 именно так, как он и состоялся. В результате их ссылки на предопределенность убийства становятся недействительными. В случае неудачи можно сместиться еще немного назад во времени [11]… Конечно, эта цепочка может оказаться бесконечной, но с весьма малой вероятностью (1 балл).

Эвар мог отложить решение всех проблем, возникших из-за разговора с Личем, до своего 1000-летия, после которого он бы получил множество дополнительных знаний, в частности, возможность определять личный возраст другого путешественника во времени, и только потом действовать по указанной выше схеме. (Это необязательное замечание, за него присуждается 1 дополнительный балл).

Если Эвар не особенно переживал собственно из-за убийства Лича (который все равно бессмертен), но не хотел убивать сам, то он мог попросить кого-то из своих друзей ударить Лича ножом. Одновременно ему пришлось бы просить директора Школы устроить сцену объяснения с Личем в своем кабинете так, чтобы Лич подумал, будто убийца — Эвар. Опасности те же самые, что для предыдущего способа: и друг, и директор Школы могут отказать в просьбе и/ или оказаться людьми с намного большим личным возрастом, чем предполагалось. (Баллы присуждаются так же, как и за первый способ).

2. Здесь возникают два варианта решения в зависимости от того, является ли Анж путешественницей во времени или она вполне может оказаться обычной девушкой.

В случае, когда Анж — путешественница во времени, самое большее, что мог сделать Лич — это попросить кого-нибудь из студентов или преподавателей Школы прожить жизнь Анж, сказать все принципиально важные слова, которые она говорила, совершить все принци­пиально важные поступки, которые она совершала. (1 балл). Впрочем, маловероятно, чтобы кто-то из путешественников во времени согласился оказать Личу такую трудоемкую «дружескую услугу».

В случае, когда нет никаких оснований полагать, что Анж — путешественница во времени, и она вполне может оказаться обычной девушкой, Лич мог бы изменить свою внешность, вернуться в то время, когда они с Анж были детьми, и познакомиться с 10-летней девочкой Анж. Он вполне мог доказать ей каким-либо способом свою способность видеть будущее, после чего можно было уговорить ее сделать все необходимые пророчества, а затем покончить с собой (1 балл). Впрочем, не исключено, что всем этим Лич нанес бы себе не меньшую моральную травму, потому что в любом случае его любовь к Анж была бы фактически растоптана.

В этом втором случае необходимо указать самый важный момент в истории Анж: про­никновение на территорию Школы. Каким образом девочка, которая не является путешест­венницей во времени, смогла это сделать? Лич не имеет права проводить ее на территорию Школы, да и необходимых для этого знаний у него нет. Таким образом, ему придется либо «заморозить ситуацию» до своего 1000-летия, либо просить о помощи кого-то из пре­подавателей. (1 балл).

В любом из случаев возникают те же опасности, что и в предыдущем задании. Анж может оказаться путешественницей во времени, причем вдруг выяснится, что ее личный возраст намного больше, нежели думает Лич. Товарищ по Школе может отказаться выполнить просьбу Лича, сославшись на предопределенность. Варианты поведения — точно такие же, как и в предыдущей задаче. (2 балла).

3. Эта задача отличается от двух предыдущих тем, что о событиях известно не с чьих-то слов, которые не обязательно правдивы, а из достоверных источников, поэтому событие (дача ложных показаний) обязательно должно произойти. Проще всего договориться с судьей и дать показания два раза: «на публику» и по-настоящему (2 балла). Задача облегчается тем, что студент имеет дело с обычными людьми, а потому не должен тратить силы на определение их личного возраста (1 балл), но есть вероятность, что судья все же окажется путешественником во времени и возникнут те же проблемы, что и в предыдущих задачах. Их разрешают точно так же (1 балл).

III. Задачи, основанные на других сюжетах

1. Можно выйти в намеченную точку пространства и, если это случилось до намеченного момента времени, подождать, пока он не наступит. В противном случае следует еще раз выйти в намеченную точку пространства и так несколько раз. Рано или поздно путешественник во времени попадет в эпоху, предшествующую выбранному моменту времени и сможет до­ждаться его наступления. (1 балл). Еще лучше зафиксировать момент времени, например, на сутки раньше намеченного, и переместиться точно в него. В течение суток путешественник сможет добраться до намеченной точки пространства. (1 балл). Это можно сделать, потому что передвижения и в пространстве, и во времени происходят на ограниченной территории. (1 балл).

2. Судя по условию задачи, воины времени в течение 12 часов способны «накопить» некоторую силу, позволяющую им омолодить либо состарить любой предмет на любое число единиц времени. После этого вся их таинственная сила будет израсходована, и на ее восстановление уйдет ровно 12 часов.

Основная идея решения состоит в том, что омолаживать либо старить можно не только любой предмет, но и самого воина времени. Допустим, ровно в 12-00 наш воин времени израсходовал свою силу, воздействовав на какой-либо предмет, а в 12-01 сам подвергся аналогичному воздействию, омолодившись на две минуты и вернувшись в «полностью заряженное» состояние, которое у него было в 11-59. (1 балл).

Для окончательного решения задачи придется рассмотреть следующие принципиально разные ситуации: 1) воин времени способен воздействовать на два объекта сразу, омолодив/состарив их на разное число лет; 2) все объекты, подверженные воздействию, меняют свой возраст на одно и то же число лет. Кроме того, воин времени А) способен омолаживать и старить самого себя; Б) не способен. (1 балл).

Рассмотрим случай 1А. В этом случае достаточно будет одного воина времени. В 12-00 он воздействует на предмет и на себя одновременно, омолаживая/старя предмет на необходимое число лет, и омолаживая себя на одну минуту (или любой другой очень малый промежуток времени). В 12-01 воин времени по-прежнему находится в «полностью заряженном» состоянии и готов действовать дальше. (1 балл).

В случае 1Б достаточно будет двух воинов времени, которые по очереди воздействуют на 2 объекта сразу: на предмет и на своего партнера, омолаживая/старя предмет и заодно приводя партнера в «полностью заряженное» состояние. (1 балл).

В случаях 2А и 2Б воздействие на предмет и на самого воина времени придется проводить по отдельности. Разницы между вариантами А и Б здесь не будет никакой, так как воздействовать на самого себя смысла нет: воин времени израсходует все запасы своей силы только на то, чтобы полностью восстановить свою силу. (1 балл).

Двух воинов времени в случае 2, очевидно, недостаточно: пусть в 12-00 первый из них воздействует на предмет, в 12-01 второй воздействует на первого, возвращая его в «заряженное» состояние. Далее они могут сколь угодно много раз по очереди «заряжать» друг друга, что бессмысленно. Либо однажды (скажем, уже в 12-02) первый воин вновь воздействует на предмет, после чего оба воина оказываются «полностью разряженными». (1 балл).

Увеличивая количество воинов до трех, будем предполагать, что в случае, когда в 12-00 «заряд» еще не израсходован, «полностью заряженное» состояние продлится какое-то время, для наглядности — не менее 5 минут. Иными словами, воздействовать на предметы можно не только ровно в 12-00 (такая точность уж слишком невероятна), а в любой момент времени с 12-00 до 12-05.

Предлагается следующий алгоритм. Пусть к 12-00 у нас есть 3 «полностью заряженных» воина.

— В 12-01 воин №1 воздействует на предмет.

— В 12-02 воин №2 воздействует на воинов №1 и №3, омолаживая их на две минуты. Теперь наши воины пребывают в следующем состоянии: воины №1 и №3 «полностью заряжены», и у них впереди еще 5 минут; воин №2 «полностью разряжен».

— В 12-03 воин №3 воздействует на предмет.

— В 12-04 воин №1 воздействует на воинов №2 и №3, приводя их в «полностью заряженное» состояние, для чего достаточно омолодить обоих на 4 минуты. В итоге воины находятся в следующем состоянии: воин №1 «полностью разряжен»; воины №2 и 3 «полностью заряжены», и у них осталось по 5 минут. С точностью до перестановки мы имеем ту же ситуацию, что и два шага назад.

Понятно, что теперь последние два шага алгоритма можно повторять сколь угодно много раз, чередуя исполнителей и все время приводя их к исходному «полностью заряженному» состоянию, в котором они находились в 12-00. В результате каждые 2 минуты один из воинов будет способен воздействовать на какой-либо предмет. Выполняя шаг алгоритма не 1 раз в минуту, а реже либо чаще, мы сможем воздействовать на предметы не 1 раз в 2 минуты, а с другой частотой. (2 балла).

3. Если имеет место предопределенность (историю менять нельзя), то мальчик, перенесенный на 8 лет в будущее, должен увидеть себя самого, повзрослевшего на 8 лет, ведь в конце фильма инопланетяне вернули его домой! Родители не могли бы считать его погибшим (1 балл).

Во втором случае, когда историю изменять можно, Дэвид в самом конце фильма попадает в другую Реальность, где уже обитает точно такой же Дэвид — его копия. Тогда опять возникают две возможности. Либо Дэвид №1 должен «совместиться» с Дэвидом №2, но при этом потерять память и не сохранять зверьков с другой планеты (1 балл), либо мальчики не «совмещаются», но тогда Дэвида №2 надо куда-то убрать, например, в реальность №3 (1 балл). Дополнительного балла заслуживает замечание о том, что инопланетный корабль играет здесь роль Вечности, стоящей вне Реальностей и описанной в романе А.Азимова (см. задания №6 и №7).

4. Нет, нельзя.

Если считать, что память человека материальна, а нервная ткань имеет ту же природу, что и все остальные ткани, то хроноамнезия должна сопровождаться полным омолаживанием не только нервной ткани, но и всего организма вплоть до момента рождения или зачатия (из клеток, отвечающих за память, все изменения стираются, значит, из других клеток тоже). (1 балл). Между тем и в самом рассказе, и в условиях задачи об омолаживании путешественника во времени нет ни слова. Получается, что воздействие времени на нервную ткань в корне отличается от воздействия на другие ткани. Но можно ли провести четкую грань между разными тканями, если они развиваются из одной и той же клетки? (1 балл). Значит, либо «мозг — совершенно особая форма существования материи», либо человек — это не только материя. Во всяком случае, природа памяти не материальна, точнее, не совсем материальна (1 балл).

5. Необходимо рассмотреть 3 принципиально разных случая: 1) предмет, попавший в шахту, сам по себе продолжает стареть, хотя и двигается назад во времени; 2) предмет, попавший в шахту, молодеет; 3) предмет остается неизменным, все его внутренние процессы останав­ливаются (1 балл).

В первом случае можно создать шахту времени и бросить туда подхват, снабженный особым устройством, которое включит его, скажем, через 1000 лет. Тогда с помощью шахты и подхвата мы сможем переместиться на 1000 лет назад. Система шахт с разными подхватами обеспечит нам возможность перемещения в любой момент прошлого с любой заранее выбранной точностью. Чем выше точность, тем больше потребуется шахт. (2 балла).

Во втором случае придется различать еще три возможности: А) омолаживание идет быстрее, чем обычное старение; Б) медленнее; В) с той же скоростью.

Рассмотрим случай А) и для наглядности предположим, что омолаживание предметов в шахте происходит вдвое быстрее, чем обычное старение. Тогда, создав шахту и подхват, надо тут же включить подхват и сразу выключить. Будем считать, что все это произошло в момент времени t=0. Затем, подождав 2N лет, мы бросим в шахту подхват. Находясь в шахте, подхват начнет «омолаживаться», и в момент времени t=N окажется включенным. Иначе говоря, нам придется ждать 2N лет с момента создания подхвата, чтобы потом, в будущем, получить возможность переместиться в момент времени t=N.

В случае В) тот же самый алгоритм действительно позволит нам переместиться в прошлое. Если омолаживание предметов в шахте происходит в 2 раза медленнее, чем обычное старение, то мы бросим в шахту подхват в момент времени t=N и получим возможность попасть в момент времени t = —N.

Наконец, в случае Б) тот же алгоритм позволит нам когда-нибудь в будущем вернуться в момент времени t=0, причем бросать подхват в шахту не обязательно: достаточно просто включить его и сразу выключить при t=0. (3 балла).

В третьем случае подхват с момента попадания в шахту либо все время включен, то есть мы могли бы и не бросать его в шахту, либо все время выключен и мы можем переместиться только к моменту Большого Взрыва. (1 балл).

6. Вечность способна вызывать изменения в истории Земли и переходить от Реальности к Реальности. Но теперь забудем о существовании Земли и рассмотрим Вечность саму по себе. Люди, помещенные в Вечность, продолжают стареть, механизмы изнашиваются, иначе говоря, в Вечности существует свое собственное время, протекающее примерно так же, как на Земле (в книге использован термин «биовремя»). Никаких принципиальных отличий между био­временем и Земным временем нет (2 балла). Для создания и поддержания Вечности использовались Земные источники энергии. Но тогда, найдя похожий источник энергии в Вечности (или использовав Земной), можно создать «Супервечность», или «Вечность над Вечностью». «Супервечность» будет связана с Вечностью точно так же, как сама Вечность связана с Землей. В этой «Супервечности» можно будет изменить историю Вечности точно так же, как обитатели Вечности меняют историю Земли, и тогда роковой поступок техника Харлана попросту не произойдет. (3 балла).

Дополнительные баллы (вплоть до 3) я могла бы присудить тому, кто укажет на недостаток этого плана: герои книги знают, что в Земном времени существует бесконечно много Реальностей, так как опыты Вечности по изменению истории человечества подтверждают факт их существования. О Вечности такого сказать a priori нельзя. Возможно, Вечность существует в единственном экземпляре и история Вечности предопределена. В оправдание приведенного выше решения можно заметить, что нет причины подозревать настолько разное устройство различных участков Вселенной: почему это Земля существует в бесконечном числе экземпляров с разной историей, а Вечность — только одна?

7. Обитатели Вечности (Вечные) считают, что в каждый момент их биовремени (в каждый момент истории этой независимой мини-вселенной) существует только одна так называемая Реальность в истории Земли. Отменяя одни события и вводя другие, они переходят от одной Реальности к другой, постепенно улучшая историю. Земные люди будущего, восставшие против диктатуры Вечности (в книге это «люди из скрытых столетий») думают, что все Реальности, кроме их собственной, находятся в «непроявленном» состоянии, хотя их и можно наблюдать. В действительности же весь бесконечный набор Реальностей — раз уж предопределенности нет и историю можно изменять — не может не существовать одинаково вещественно, например, в качестве «параллельных миров» Мультиверса, если использовать современную терминологию. Для стороннего наблюдателя все Реальности равноценны [12] (3 балла). Что касается Вечности, то, изменяя Земную историю, она фактически «дрейфует» от одной Реальности к другой. Чем больше сходства между двумя Реальностями, тем «ближе» они друг к другу, тем легче их достигнуть (для Вечного) или наблюдать (для человека «скрытых столетий»). Таким образом, Вечные не меняют жизнь людей к лучшему, а фактически пытаются выбрать для себя ту Реальность, рядом с которой им будет приятнее всего существовать. Остальные Реальности от этого не исчезнут. Это труд на благо себя, а не человечества (2 балла).

8. По-видимому, нет.

Во-первых, путешественник продолжает воспринимать окружающий мир хотя бы с помощью зрения. Никаких отличий между зрением до путешествия, зрением «внутри кабины» и «вне кабины» нет (иначе о них бы было сказано). (1 балл). Но тогда люди из окружающего мира точно так же должны видеть, как на одном месте застыл стеклянный куб с креслом и пультом управления, а там — какой-то странный человек, все реакции которого замедлены во много раз или даже происходят в обратном порядке (если этот обратный порядок можно заметить) (2 балла). Даже если таким образом можно перемещаться во времени, это невыгодно и небезопасно как для путешественника, так и для окружающей среды. Кстати, в рассказе Уэллса допущена аналогичная ошибка: его путешественник видит окружающий мир, хотя сам остается незаметным.

Во-вторых, поскольку Машина Времени все 100 лет существует как обычный стеклянный куб, путешественник не мог вернуться в то же место, откуда начал свое путешествие, ведь тогда в течение 100 лет в каждый момент времени на одном и том же месте сосуществуют 2 почти одинаковых стеклянных куба с человеком внутри: один человек движется вперед во времени, другой — назад. Если 2 куба действительно стояли рядом друг с другом (а не на одном и том же месте), то почему путешественники во времени не наблюдали друг друга из окна своей кабины? (2 балла).

Еще 1 дополнительный балл присуждается тому, кто заметит, что человек при путешествии в прошлое не должен видеть окружающий мир как обычно: для него все электромагнитные волны идут в обратном направлении.

9. Опасность в том, что с одеждой десятого века может возникнуть ситуация, описанная в парадоксе статуи: эта одежда возникла ниоткуда и ушла в никуда, просуществовав два года (3 балла). Путешественник обязан сохранить именно эту одежду, чтобы отдать ее самому себе перед возвращением домой, даже если все два года в десятом веке он будет носить другой костюм (1 балл). Чтобы избежать парадокса, он должен искать (и — при условии существования предопределенности — непременно найти) точно такую же одежду, только новее на два года. Тогда он сможет подменить новую одежду на свой более старый комплект. В крайнем случае новую одежду можно попросту сшить, а старую — продать или подарить. (2 балла).

IV. Указания к последней группе задач

1. Из 10 баллов около трех я бы отвела на полную формулировку парадокса: «…данный путешественник во времени не должен появиться на свет. Следовательно, он не мог отправиться в прошлое и убить своего дедушку, следовательно, дедушка останется жив, но тогда данный путешественник во времени все-таки появится на свет, отправится в прошлое и убьет дедуш­ку — и так до бесконечности».

2. Советую рассмотреть две принципиально разные ситуации: 1) статуя не может стареть и изнашиваться; 2) статуя стареет.

3. Одна из версий — замыкание или зацикливание жизни, описанное в «Настоящих пу­тешественниках во времени», но только в том случае, если Вы догадались до этого само­стоятельно.

4. Рассмотреть модель в разных видах времени (личное, физическое, психическое и общее историческое).


1. «На следующих уроках (…) разговаривали в основном студенты: придумывали этические ситуации и распутывали их, искали ошибки в фантастических произведениях прошлого…» («Настоящие путешественники во времени», часть 1).

2. См. сборник «Настоящие путешественники во времени».

3. Этот вопрос возник у меня после прочтения повести Н.В. Митюковой и А.Ф. Копотева «Посол из будущего». (Ижевск, 2010).

4. Д. Биленкин, «Проверка на разумность», М.: «Молодая гвардия», 1974 год.

5. Поскольку часть задач была придумана около 20 лет назад, у меня нет полной уверенности в том, что я правильно помню названия фильмов. Возможно, это сериал «Воин во времени» (США, Румыния, 1995 год).

6. Вероятно, «Полет навигатора» (США, Норвегия, 1986 год).

7. Н. Орехов, Г. Шишко, «Белое пятно на карте», М. «Молодая гвардия», 1989.

8. М. Пухов, «Семя зла», М.: «Молодая гвардия», 1983.

9. А. Азимов, «Конец Вечности» (пер. Ю. Эстрина), Алма-Ата, «Наука», 1985.

10. По-видимому, за основу взят рассказ Г. Уэллса «Машина времени».

11. Впрочем, через 2–3 шага Эвар, скорее всего, махнул бы рукой на свои попытки исправить ситуацию. Если убийство действительно имело место, никакое трюкачество с созданием вре­менных петель не поможет.

12. См. об этом мой доклад «Призрак сознания».